Автоматизированные системы управления в коммунальном хозяйстве

Появление компьютеров в середине прошлого века привело к быстрому развитию информационных технологий в области управления предприятиями. Автоматизированные системы информационно поддерживают процесс управления предприятием и комплексно решают задачи управления.

Конкретный состав задач зависит от характеристики управляемого объекта. В наших статьях мы познакомим Вас с решениями вопросов автоматизации КОММУНАЛЬНОГО хозяйства с использованием информационно-вычислительной системы «КВАРТАЛ», рассмотрим состав системы в целом и ее отдельные элементы, а также расскажем о функциональности комплекса.

Основы автоматизации управленческих процессов коммунального хозяйства


Для лучшего понимания системы рассмотрим общую структуру коммунального хозяйства, что позволит определить основные цели и задачи автоматизации и способы их решения.

Перед нами огромная организационная структура, которая включает в себя коммунальные предприятия, газовые и энергетические службы, ОСББ или ОСМЖД, провайдеры различных услуг, органы государственного и местного управления, органы социальной защиты, различные системы приема платежей и, конечно же, потребители – АБОНЕНТЫ.

Из этого множества элементов необходимо выбрать один, который станет основным узлом при создании автоматизированной системы управления коммунальным хозяйством. При создании информационно-вычислительных систем при определенной идеологии основным элементом или информационным узлом было определено коммунальное предприятие, так как именно оно предоставляет потребителям услуги и получает информацию об их потреблении. Кроме этого, именно коммунальные предприятия предоставляют потребителям информацию о начислениях за использованные услуги, передают эту информацию банкам для приема оплат, а также выполняют обмен информацией с социальными службами о потреблении и льготах на ту или иную услугу. Для государственных и местных органов управления коммунальные предприятия предоставляют отчетность о взаимодействии предприятия и потребителей услуг.

При построении аналогичных систем имеет место идеология, при которой на роль основного информационного узла назначена система приема платежей. Данные системы, как правило, разрабатываются банками или другими структурами, имеющими разветвленную финансовую сеть. Так построены Единые расчетные центры (ЕРЦ), задачей которых кроме приема платежей является предоставление вычислительных мощностей и доступа к информационной базе данных.

История развития ЕРЦ исходит из времен использования мэйнфреймов, когда высокопроизводительный компьютер выполнял интенсивные вычисления. С ним работало множество пользователей (терминалов), лишенных собственных вычислительных мощностей. В идеологии ИРЦ информационная база находится на центральной машине и не принадлежит коммунальному предприятию. Это создает определенные сложности при внедрении системы управления коммунальным предприятием.

Сегодня с возникновением новых решений эта технологическая схема претерпела значительные изменения, но суть ее осталась прежней. Если раньше для выполнения начислений необходимо было предоставить оператору данные в бумажном виде, то теперь работник абонентского отдела предприятия вносит их базу данных на своем терминале. Далее подготовленная база данных используется для приема платежей. Это типичная схема ЕРЦ, в рамках которой они и выполняют свою первоначальную задачу. ЕРЦ работают во многих городах Украины, их называют по-разному – единый расчетный центр, расчетно-кассовый центр и т.д. Согласно идеологии разработки ЕРЦ, они являются посредниками между потребителями услуг и коммунальным предприятием. Как правило, их функции ограничены и сводятся к следующему:
- Прием платежей за коммунальные услуги;
- Расчет оплаты за коммунальные услуги по тем данным, которые предоставляют абонентские отделы коммунальных предприятий;
- Предоставление населению счетов на оплату коммунальных услуг.

При применении различных идеологий создания АСУ информационные базы имеют различную структуру. Основное отличие – это назначение информационной базы. Если база данных создана и используется для приема платежей, то основное звено системы – это прием платежей. Если же база данных изначально создана для автоматизации учета в коммунальном предприятии, то основное звено системы – это коммунальное предприятие.

Информационная база приема платежей проще и содержит только информацию, необходимую в системе оплат.

Информационная база для автоматизации учета в коммунальном предприятии, кроме информации о предоставленных услугах и их стоимости, содержит данные для управления коммунальным предприятием. Это данные о прописке и регистрации, показания счетчиков, развернутая система начисления и показатели оплаты, состояние задолженности, бухгалтерские документы, кадровый учет и т.д.

В наших публикациях мы не будем рассматривать идеологию единых расчетных центров. ЕРЦ не интересует производство и себестоимость услуг, ведение учета в коммунальном предприятии и общая рентабельность его работы. Нас же, напротив, интересует выполнение именно этих задач.

Мы также не будем рассматривать «самописные» программные продукты, разработанные местными умельцами и выполняющие локальные задачи предприятия или группы предприятий.

Наша цель познакомить Вас с наиболее полной идеологией автоматизированной системы управления коммунального хозяйства, и начинаем мы с ее основного информационного узла - КОММУНАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.